Ландшафтным дизайнерам известны множество хитростей, помогающих зрительно увеличить границы маленького сада. И некоторыми секретами специалисты готовы поделиться.
Сравнительно небольшой по площади участок – не повод для огорчения, уверен арт-директор компании Il Nature Александр Гривко. Если правильно распланировать территорию, то пара дорожек, ведущих к беседке, может заменить аллеи или превратить маленький сад в настоящий пейзажный парк эпохи романтизма.
«Главное – продумать все детали, не забыть о законах перспективы и о «золотом сечении», изученным Леонардо да Винчи и часто используемом в архитектуре и живописи», – напоминает Александр.
Когда необходимо скрыть от глаз соседские дома и хочется уединения и покоя, вовсе не обязательно огораживать свои владения многометровым забором или высаживать рядами ели – посадите у ограды липы.
Широкое применение эти деревья получили в эпоху расцвета регулярных французских садов. Когда в России создавался Петергоф, липа стала основной породой, которую использовали для оформления парка. В Архангельском, Кусково, Царском Селе и других жемчужинах наших северных садов вы всегда найдете это дерево – будь то живая изгородь, боскет или берсо. Пройдясь по тенистым аллеям Тюильри или Версаля, вы снова увидите липы.
Густые кроны скрывают близко расположенные строения, а стволы выглядят словно колоннада. Деревья лучше разместить не строго вдоль забора. Например, оформляя участок, который вы можете видеть на снимках, дизайнеры постарались, чтобы в пространство вписались декоративно-лиственные кустарники, которые придают композиции дополнительный объем и стирают границы участка. У крыльца справа и слева за невысокими живыми изгородями из спиреи серой уютно расположились шарики кленов остролистных, и перила парадной лестницы словно обнимают их.
По обеим сторонам аллеи можно видеть шаровидные вишни. Они не плодоносят, а выполняют лишь декоративную функцию и особенно хороши весной в наряде из воздушных бело-розовых цветков.
На противоположной стороне сада главным элементом является пруд, на подступах к нему расположились гортензия древовидная и плакучий вяз шершавый. Особенности ландшафта позволили создать на этом участке естественный природный водоем каскадного типа: ручей протекает под беседкой и впадает в пруд, а затем переходит в фонтан.
Еще одно место проведения досуга – патио перед домом, где раскинулся тент на ажурном кованом каркасе, укрывающий стол со стульями, а по бокам – два водоема. Стилизованные под старину беседка и барбекю в том же стиле перекликаются с металлическим основанием навеса.
В вечернее время суток дом освещается мягким светом, струящимся сквозь листву зеленой изгороди. Тщательно продуманные световые эффекты тоже являются особенностями проекта данного сада. Классические фонари дизайнеры решили поставить не на пьедесталы, а на обычные камни.
Яркий элемент сада – конусной формы липы, образующие четырехугольный боскет. Также в этом саду присутствуют элементы английского пейзажного стиля: мягкие волнистые линии
и характерные ярусы, которые здесь образуют изгороди из спиреи и боярышника.
За двухъярусными боскетами из клена полевого и бирючины, которые летом украшают цветущие розы, нашлось место для барбекю. В самом дальнем углу разместилась беседка – она явилась основным акцентом в пейзажной части сада, а недалеко от входа, на пригорке, под сенью каштана, расположили небольшую площадку с деревянными качелями и полукруглой скамейкой, окруженной невысокой изгородью из спиреи серой.
«Залог успеха при организации пространства на небольшом участке – никогда не бояться снова и снова разделять и без того маленький сад, разумеется, с помощью растений», – считает Александр Гривко. Если сместить все посадки исключительно к заборам – вид может получиться не очень интересным и довольно банальным, к тому же будут подчеркнуты размеры и границы. А вот устроив зеленые изгороди, создав укромные уголки, завесы и кулисы, которые разграничивают перспективу, заставляя взгляд задержаться на цветнике, скамейке или скульптуре, дизайнеры хитро прячут от вас какую-то часть сада, дорожку, лавочку или миксбордер в иной цветовой гамме, добиваясь ощущения бесконечности пространства.
Текст: Анна Галкина