Четверг, 23.11.2017, 12:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Design-art

Каталог статей

Главная » Статьи » Витражи

Окно Антихриста (Продолжение. Витражи Мариенкирхе)

Окно Антихриста

 

 

 

   Одну из наиболее редких в иконографии средневекового витража и, одновременно, одну из самых животрепещущих тем XIV века выражает изобразительная программа юго-восточного окна.

   История Антихриста, занимающая в средневековом храме отдельное окно – случай исключительный. Тема пришествия Антихриста, переживаемая средневековым Западом на основании пророчеств Исайи, Даниила, Иоанна Богослова, закрепленная в апокрифах, Сивиллиных книгах и, наконец, в творениях христианских богословов, начиная с Тертуллиана и Оригена, в сущности, обострялась и актуализировалась на рубеже каждого столетия и в преддверии любых значительных событий.

   Его появления ждали в 492 и 1492 годах, в 1000, 1100, 1200, 1300 и 1400. Его прародителями считали иудеев, римлян, сарацин и всех еретиков последовательно. Воплощение Антихриста подозревали в императоре Священной Римской империи Фридрихе II, итальянском полководце Адзолино IV да Романо, кастильском короле Альфонсе Мудром, авиньонском папе Иоанне XXII. Для Прокопия Кесарийского Антихристом был Юстиниан, для Мартина Лютера – римский папа.

   C конца XIII и на протяжении последующего столетия бедствия обрушивались на Европу одно за другим. По всем странам прокатились эпидемии чумы, апогеем которых стала опустошающая Черная смерть 1348 года.

   После поражения христиан при Косовом поле (1389 г.) и Никополе (1396 г.) реальной стала угроза турецкого нашествия. Половину Европы разоряли княжеские усобицы, в которых бесчинствовали наемные отряды, другая половина погрязла в бесконечной Столетней войне (1337-1456 гг.). С конца XII века основы Церкви и веры непрерывно сотрясали ереси и расколы.

   Только на территории Германии практически одновременно сосуществовали катары, бегарды, бегинки, вальденсы, штединги, отколовшиеся от францисканцев и осужденные церковью иоахимиты и спиритуалы.

    В XIII и особенно в XIV веках сотни странствующих проповедников по всей Европе предрекали близкий конец света и воцарение Антихриста.

   Уже в X веке под именем Адсо, аббата Монтьер-ан-Дер, появился трактат Epistola ad gerbergam reginam de ortu et tempore Antichristi,который прямо повлиял не только на схоластические толкования истории Антихриста, но и лег в основу многочисленных мистерий и народных “игр” об “Обезьяне Христа”.

   В частности, знаменитая Legenda aurea (“Золотая легенда”) генуэзского епископа Иакова Ворагинского (1263-73 гг.) в описании пришествия Антихриста обнаруживает безусловное знакомство с этим сочинением.

    “Он попытается совратить людей, даст им ложное учение, ложное изложение Писания, и будет с его помощью доказывать, что он и есть Мессия.

   <…> Будет разрушено святилище

   <…>, а Антихрист сядет в храме Господнем как Бог и станет извращать Закон Божий.  

   <…> Будет показывать ложные чудеса и раздавать своим последователям великие дары…”, – говорится уже в прологе. А довершает этот сюжет рассказ об архангеле Михаиле, которому предстоит уничтожить “по приказу Господа на горе Елеонской Антихриста”.

   Около 1200 года в Германии появляется первое подробное изложение “Жития Антихриста” Liber scivia  Хильдегарды Бингенской, которая вместе с текстом Вульгаты “Откровения Иоанна Богослова”, испанскими и французскими рукописями “Апокалипсиса” становится основным источником легенды об Антихристе в изобразительном искусстве.

   Немаловажную роль играла, конечно, идея имитации, “обезьянничания” Антихристом подлинного Спасителя. В этом отношении существенное воздействие на изображение сцен детства, жизни и ложных чудес Антихриста оказала чрезвычайно развитая к XIII веку иконография Христа. Целый ряд примеров тому предлагают и витражи Мариенкирхе. Итак, в правом окне апсиды история Антихриста излагается в следующей последовательности:

1.       “Благовещение Антихриста его матери (Клеопатре) демоном Астаротом.” В данном случае мы встречаемся именно с “отражением” иконографии Христа. Композиционное построение этой сцены восходит к Благовещению Марии, в то время, как в многочисленных немецких и нидерландских блокбухах, целиком посвященных Антихристу, сюжет Благовещения не предусмотрен вообще – новорожденный является плодом “нечестивой”, развратной любви.

 

  2.     “Рождество Антихриста”.
  3.     “Обрезание Антихриста”.
  4.     “Антихрист проповедует народу”,

  5.     “Проповедь Антихриста во Храме”,

 6.     “Превращение камней в хлеб” представляют собой композиционные кальки с аналогичных эпизодов жизни Христа.


   Далее следует группа сюжетов:

 7.      “Сотворение золота из воздуха”,

 8.       “Антихрист передает золото своим “апостолам” для подкупа народа”,

 9.      “Апостолы” Антихриста раздают золото народу”, к которой мы считаем целесообразным присоединить и клеймо.

 

 10.    “Антихрист благословляет и награждает своих “апостолов”. Истории о подкупе ложным Мессией сторонников и обращение их в “антиапостолов” восходит к самым ранним источникам легенды об Антихристе. И первостепенную роль в этом очередном акте “подражания” Христу изначально играло золото, противопоставлявшееся сокровищу истинной веры и идее нестяжательства подлинных апостолов. В витражах Мариенкирхе необычным представляется не только количество клейм, посвященных этому эпизоду, но и некоторые особенности решения традиционных композиций. Например, Антихрист в большинстве случаев распределяет золото лично, а не отдает приказ вынести ящик с монетами.


 11.      “Клятва последователей Антихриста на перевернутом кресте”,

 

 12-13.  “Антихрист переводит евреев через воды ” – восходит уже непосредственно к литературным источникам легенды об Антихристе. Любопытно, однако, что чудеса Антихриста в Мариенкирхе не совпадают с ранними чудесами и деяниями этого персонажа, зафиксированными в других изобразительных памятниках. Например, среди них нет ни одного сюжета из посвященных Антихристу страниц Библии Велислава (“Сожжение священных книг”, “Разрушение храма”, “Поклонение Антихристу в новом храме”) или немецких блокбухов (“Антихрист предается блуду”, “Принимает поклонение как ложный святой”, “Имитирует смерть и воскресение”, и.т.д.) что делает иконографию этих изображений еще более редкой.


 14.      “Воскрешение мертвых”. Композиция этой сцены, с одной стороны, напоминает традиционные решения “Воскрешения Лазаря”, с другой стороны, практически не встречает аналогий в текстах об Антихристе, где его чудеса чаще всего представлены как заведомо ложные, разрушительные или обреченные на провал. C этой сценой в Мариенкирхе любопытно сравнить сюжет-антипод из блокбуха “Антихрист и пятнадцать знамений” (лист 13) – вверху: “Антихрист притворяется мертвым”, внизу: “Антихрист имитирует свое воскресение”.

 15.       “Антихрист благословляет короля”,

 16.      “Встреча короля и папы” – этот сюжет находит многочисленные параллели как в литературных источниках, так и в иллюстрированных блокбухах 17. Сюжет “Антихрист заставляет разговаривать колонну” имеет буквальные аналогии в немецких блокбухах, например в Endkrist из Городской библиотеки Франкфурта на Майне.

 18.      “Антихрист вызывает огненный дождь” – иконография этой сцены уникальна и опирается, вероятно, непосредственно на Откровение Иоанна Богослова (13, 13) и на интерпретирующие его апокрифические тексты.

 19.      “Бичевание повешенного”,

 20.      “Побивание камнями священников”, , 21. “Казнь верующего”, 22. “Сожжение юноши”, 23. “Мученичество двух мужей” –  сцены гонений праведников -  неотъемлемая составляющая легенды об Антихристе.
 24.      “Истинно верующие перед алтарем”,

 25.      “Призвание Илии и Еноха”,

 26-27.  “Пророки утешают верующих”,

 28.      “Илия видит мученическую смерть праведников”,

 29.       “Пророки возражают Антихристу”,

 30.      “Мученическая смерть пророков” – явление праведников Илии и Еноха, обязательно в иконографии Антихриста. В Мариенкирхе эти сюжеты вновь поражают подробностью и обстоятельностью рассказа, редкостной не только для витража, но и для книжной миниатюры этого времени.

 31.     ”Вознесение Антихриста” в Мариенкирхе оригинально и напоминает, скорее, некоторые варианты “Вознесения” или “Искушения Христа на горе”, чем вышеупомянутые изображения блокбухов.

 32.      “Воскрешение пророков”,

 33.      “Молитва праведников” – оба этих изображения обладают оригинальной иконографией, демонстрируя в очередной раз приверженность франкфуртских мастеров не только тексту священной легенды, но и индивидуальным изобразительным решениям.

   Венчать рассказ об Антихристе должны были, очевидно,  изображения “Христос как Последний Судия” (34) и “Грешников, горящих в пасти Ада” (35) в окнах-ланцетах
Окно Антихриста во Франкфурте на Одере по праву занимает особое место в истории европейского витража.

   Одним из объяснений уникальности легенды об Антихристе в витраже может служить особое отношение к декору в алтарной части храма. Тема Антихриста в окне апсиды, да еще с подобной эпической широтой, безусловно, могла быть одобрена далеко не каждым клиром и приходским советом. Однако, оригинальность художественных и иконографических решений в равной степени присуща всем трем окнам алтаря Мариенкирхе и по сей день составляет тайну и обаяние этого удивительного произведения витража.

   Елена Козина Кандидат искусствоведения.

Категория: Витражи | Добавил: Lisa (29.06.2009)
Просмотров: 1093 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0