Суббота, 23.09.2017, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Design-art

Каталог статей

Главная » Статьи » Витражи

Витражи Мариенкирхе. Франкфурт на Одере.

 

Витражи Мариенкирхе. Франкфурт на Одере
 
 

Северо-восточное окно апсиды (n II) посвящено событиям книги Бытия. Как и другие окна Мариенкирхе, оно состоит из трех вертикальных полос, разделенных на двенадцать рядов (строк “изобразительного текста”), венчающие клейма которых получили стрельчатую форму “ланцета”. Именно этот витраж особенно пострадал от реставрации 1830 года. Из двадцати девяти фрагментов этого окна пять явно выпадают из общего замысла. Это два клейма с архитектурным орнаментом (1a, 7b), один (1b) с поясным изображением женского персонажа в короне и с крестом (возможно, распространенная в это время аллегория Церкви - Ecclesia) и нижняя часть композиции “Распятия”, рассчитанной на два вертикальных клейма (11b).

 Именно эти фрагменты, не сомасштабные и стилистически несхожие с изображениями цикла Бытия, заставили некоторых ученых предполагать в Мариенкирхе существование четвертого, не дошедшего до нас, фигуративного окна.
  Изображения истории Творения в витраже восходят к французскому искусству. В первой половине – середине XIII века отдельные сюжеты и целые окна, посвященные Творению, были созданы в соборах Шартра, Буржа, Санса, Оксерра и Лиона, и самый развернутый из них (80 сюжетных клейм!)  принадлежит церкви Сент-Шапель  в Париже (1245-1248 гг.).

    Напротив, в Германии XIII века не только в витраже, но и в монументальной живописи, и в скульптуре тема Творения практически не встречается. Основными сюжетами немецкого витража на протяжении XIII – начала XIV века остаются Древо Иессеево, жития святых, а в оформлении монастырских и, в особенности, орденских церквей центральное место занимают так называемые “типологические” циклы, основанные на со- и противопоставлении Ветхого и Нового Заветов.

   И в сущности, история Творения в витраже Германии известна нам в считанных вариантах: окна Бытия в ц. св.Елизаветы в Марбурге (ок. 1250-60), северное окно трансепта собора в Страсбурге (1330-35) и, наконец, созданные практически одновременно –  окна Бытия в Эрфуртском соборе (ок.1370) и в Мариенкирхе Франкфурта на Одере.
   В композиционном отношении окна Мариенкирхе, скорее архаичны, однако, иконография их крайне необычна. Из тридцати трех известных нам сюжетов этого окна –

  - три изображения относятся к бунту и падению Люцифера,

  - семь – к истории Сотворения мира и первых людей,

  - семь – к жизни Адама и Евы в Раю,

  - три – к земной жизни Адама и Евы,

  - семь – к истории Ноя,

  при этом атрибуция ряда сюжетов  до сих пор вызывает разногласия, а несколько фрагментов утрачены.

   Само по себе включение истории Люцифера в цикл Творения – случай нечастый, однако, имеющий и основания, и прецеденты. Уже создание света (Быт.1,3) в средневековом богословии включало в себя творение ангелов, а идею отделения света от тьмы (Быт.1,4) довольно рано стали связывать с разделением благих и порочных ангелов и появлением Ада.


   В Германии XV века изображения Бога-Отца между благими и поверженными ангелами появляются и в скульптурных композициях Бытия, (северный портал хора во Фрайбурге, центральный портал церкви в Танне, западный портал Ульмского собора и др.). В сущности, параллельно с витражами Мариенкирхе мастер Бертрам из Миндена создал т. н. “Грабовский алтарь” (1379-1383 гг.), где впервые в алтарной живописи был представлен развернутый цикл Бытия, также начинавшийся падением Люцифера.

 

   Однако, в витраже самый ранний дошедший до нас пример подобного сюжета – северная роза собора в Лионе (ок.1250 г.), его следующая известная вариация относится уже к 1350-м годам – это первое клеймо витражного цикла на тему Speculum… в окнах церкви Св. Стефана в Мюльхаузене (Эльзас). А далее непосредственно следуют окно Бытия Эрфуртского собора (sII, 2a-b) и наиболее подробная из перечисленных версий – в Мариенкирхе. При этом во всех названных случаях бунт и свержение Люцифера именно открывают историю Бытия, одновременно олицетворяя и Сотворение света, и отделение света от тьмы.
Таким образом, первыми изображениями северного окна Мариенкирхе в новой последовательности следует считать

1. “Создание и благословение Люцифера”
2. “Бунт Люцифера”
3. “Падение восставших ангелов в Преисподнюю”

   Во всех трех сценах основное действие происходит в пределах зубчатой, “лучистой” мандорлы, обрамленной неразделенными водами и стихиями Хаоса.

В первом случае –

  -  Бог-Отец на троне благословляет Люцифера, принимающего знаки поклонения многочисленных ангелов,

  -  во второй сцене Люцифер дерзает соперничать с Богом-Отцом, красноречиво указывая правой рукой вверх, а левой, с гипертрофированно удлиненным пальцем, – вниз (ср. Ис.13,13-14),

  -  в третьем – Бог-Отец в верхней части мандорлы на троне с праведными ангелами за спиной обрушивает непокорных вниз, где их уже ждут черти и видны языки пламени.
Последующие события Творения, в основном, придерживаются канонического текста Бытия, сохраняя детальность повествования, поразительную для этого сюжета в витраже.

4. Сотворение света (?) (Быт.1,3-4)
5. Разделение вод (Быт.1,7)
6. Сотворение тверди (Быт.1,9-10)
7. Сотворение растений (Быт.1,11)
8. Сотворение светил (Быт.1,14-15)
9. Сотворение животных (Быт.1,24)

Далее следует история людей.

10. Сотворение Адама. (Быт.1,27)
11. Адам дает животным имена (Быт.2,19-20)
12. Сотворение Евы из ребра Адама (Быт.2, 22)
13. Обручение Адама и Евы (Быт.1,28)
14. Запрет Бога-Отца вкушать от Древа познания (Быт.2, 16-17; 3,3)
15. Грехопадение (Быт.3,6)
16. Адам и Ева скрываются от гнева Бога. (Быт.3,8)
17. Осуждение Адама и Евы (Быт.3,12-14)

18. Бог дает Адаму и Еве одежды. (Быт.3,21)

 

   Большинство изображений этой группы придерживается традиционных иконографических решений. Среди них относительно редкой представляется композиция “Наречение животных” – в Мариенкирхе это своего рода совмещение сцены “Благословения Адама”, в данном цикле опущенной, и “Сотворения животных”.

 
   Любопытно, что изложение истории Грехопадения потребовало в этом окне четырех (!) отдельных фрагментов, среди которых крайне необычными являются клейма 16 и, в особенности, 18, которые буквально воспроизводят текст Библии.

            Сцена 16: “И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая…”.

            Сцена 18: “И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их”.


   Логика детального повествования, избранная во франкфуртском цикле Бытия, предполагает далее сцену изгнания из Рая (19), очевидно, утраченную.
   Далее следует, вероятно,  поместить наиболее спорное из всех бытийных изображений (2b). На нем представлены три дерева на холмообразном возвышении, обведенные со всех сторон языками пламени. Листва центрального из деревьев, в отличие от зелени двух других, окрашена темно-розовым цветом, что заставляет вспомнить апокрифические сведения об облике Древа познания. Как сказано во второй книге Еноха (VIII) и в апокрифическом Апокалипсисе Моисея (XXVII), оно было “золотисто-алым”.
   Мы полагаем, что эта сцена – весьма необычное в средневековом искусстве воплощение “Пламенного меча обращающегося” (20), охранявшего, по каноническому тексту Библии, вместе с херувимом, райский сад после грехопадения (Быт.3,24).


   Вслед за изгнанием из рая начинается история жизни Адама и его потомства на земле.
            21. Адам обрабатывает землю. Ева прядет.
            22. Рождение Каина и Авеля (Быт.4,1-2).


   Клеймо 23. безусловно, занимала не сохранившаяся сцена “Жертвоприношение Каина и Авеля”, обязательная практически в любом цикле Бытия.


           24. “Убийство Каином Авеля” представлено здесь в варианте “Ответ Каина перед Богом” (Быт.4,9). В верхнем углу клейма на облаке изображена традиционная в этой сцене полуфигура вопрошающего Бога-Отца. А вот орудие преступления – грабли (!), на которые опирается Каин, – уникально в иконографии Братоубийства.


    Своего рода переходным к следующей группе сюжетов – истории Ноя – служит клеймо

           25. – “Ламех, убивающий Каина”. Ламеха, сына Мафусаила по линии Каина, в средневековой традиции издавна соединяли с одноименным отцом Ноя и потомком Сифа. В каноническом тексте Библии Ламех известен лишь как зачинщик кровной мести (Быт.4,23-24). Апокрифические же тексты и многочисленные иудейские рукописи, известные в средневековой Европе, рассказывали о нем более подробно. Ламех, несмотря на свою слепоту, был страстным охотником, а наводить его на дичь должен был его сын Тувалкаин. Однажды мальчик увидел шевелящуюся в кустах голову, направил стрелу отца и, лишь подойдя забрать добычу, обнаружил, что убит человек (в некоторых версиях - с рогом на голове - символическое “знамение” Каина, данное ему Богом). Узнав об этом, охотник в ужасе всплеснул руками и раздавил попавшую между ладоней голову сына. Об этом событии он, якобы, и сообщает женам в каноническом тексте Бытия.
   Мнимый прародитель Ноя открывает новый раздел книги Бытия. В трех следующих клеймах рассказывается история Потопа.

 

26. Ной строит ковчег (Быт.6,14)
27. Ной с домочадцами плывет в ковчеге (Быт.7,18)
28. Ной выпускает из ковчега голубя (Быт.8,8-12)
29. Бог-Отец благословляет Ноя с сыновьями (Быт.9,1)
30. Сыновья Ноя возделывают землю (Быт.9,20)
31. Сим и Иафет покрывают наготу отца (Быт.9,23)

 

   Далее из рассказа, очевидно, выпадают несколько последующих а, быть может, и промежуточных звеньев: было бы странно предположить завершение столь детального повествования осмеянием Ноя.
Венчать же это монументальное строение Бытия в Мариенкирхе должно было, очевидно, одно из наиболее плохо сохранившихся клейм в окне-ланцете –

            32. (12а) “Бог-Отец (на троне?)”

 

 

 

                               Типологическое окно. «Библия бедных».
 

 
 

   Центральное место в программе Мариенкирхе занимает типологическое окно, и источником большинства его сюжетов стала рукопись, известная как Biblia pauperum – “Библия бедных”.

   Типологическая форма изображения (со- и противопоставления событий Ветхого и Нового Заветов) отражает саму структуру христианской мысли и со времен схоластики приобретает чрезвычайно широкое распространение.

   Традиция типологии в витраже восходит к окнам соборов в Кентербери, Петерборо (рубеж XII-XIII веков), верхней церкви Св. Франциска в Ассизи (XIII в.) и достигает подлинного расцвета в немецком искусстве конца XIII – XIV веков.

    В течении почти двух столетий типологические сюжеты были излюбленным вариантом оформления центрального окна апсиды. В Германии насчитывается более десятка дошедших до нас витражных окон XIV века на сюжеты Biblia pauperum, в число которых входит и Мариенкирхе из Франкфурта на Одере.


   Центральное окно апсиды Мариенкирхе имеет ту же конструкцию, что и обрамляющие его окна Бытия и Антихриста: оно разделено на три вертикальных полосы, по 12 клейм в боковых и 13 – в центральной.

   Таким образом, в соответствии со структурой “Библии бедных”, каждая из изобразительных “строк” представляла евангельский сюжет в центральном клейме и два ветхозаветных – в боковых. Три клейма двенадцатого яруса, очевидно, были утрачены или заменены архитектурными орнаментами во время реставрации 1830 года. Венчающее, тринадцатое, окно-ланцет центральной полосы занимает традиционная для типологического цикла и витражного искусства в целом композиция “Коронование Марии”.

 

 

 

Коронование Марии

 

Вознесение
Еноха

Вознесение

Вознесение
Илии

Самсон,
разрывающий льва

Сошествие
во ад

Давид
и Голиаф

Самсон
с вратами Газы

Воскресение

Спасение Ионы
из чрева китова

Медный змий

Распятие

Жертвоприношение Исаака

Исаак
несет дрова для жертвоприношения

Несение
Креста

Ханаанская
гроздь

Бичевание
Иеремии

Бичевание
Христа

Моисей иссекает воду из скалы (?)

Сбор манны

Тайная вечеря

Пасхальный агнец

Переход через Красное море

Крещение

Исцеление Неемана

Очистительная жертва за первенца

Принесение
во храм

Принесение Самуила во храм

Соломон
и царица Савская

Поклонение волхвов

Давид
и Авенир

Моисей перед терновым кустом

Рождество

Расцветший жезл Аарона



   Ряд изобразительных сцен в типологическом окне Мариенкирхе, хотя и в меньшей степени, чем в окне Бытия, нуждается в перестановке. Зеркально по отношению к центральному сюжету расположены во второй «строке»: «Давид и Авенир» и «Соломон и царица Савская», в пятой строке “Пасхальный агнец” и “Сбор манны”, “Жертвоприношение Исаака” и “Медный змий” из восьмой строки, “Давид и Голиаф” и “Самсон, разрывающий льва” – из десятой.


   Третья строка безусловно нуждается в перестановке клейм. В центре должно располагаться евангельское событие – “Принесение во храм”, а слева и справа от него – ветхозаветные параллели: “Очистительная жертва за первенца (Лев.12,6) и “Принесение в храм Самуила” (1 Цар. 1,25-28).


   В четвертом ряду сюжет “Тайная вечеря” необходимо поменять местами со сценой “Крещение”, прототипами которой являются здесь “Переход через Красное море” и “Исцеление Неемана” (4 Цар.5,14).


   История о сирийском военачальнике Неемане, больном проказой и исцеленном пророком Елисеем в водах Иордана, появляется как аналогия к Крещению Иисуса еще в середине XIII века (например, в церкви Францисканцев в г. Эсслинген (1236-47гг.). Иконография этого изображения в Мариенкирхе не совсем обычна: главный персонаж традиционно занимавший центральное место в симметричной композиции как в сцене Крещения, так и в сцене Исцеления Неемана, перемещается в левый угол и предстает в профиль, а на месте одного из слуг появляется женщина – очевидно, уромянутая в тексте Библии рабыня-израильтянка, указавшая Нееману путь к спасению.


   Cюжет с “Иссечением воды Моисеем” в типологическом окне Мариенкирхе представляет

собой явное исключение из правил. Необычно уже его композиционное решение: Моисей высекает воду не из традиционно высокой скалы, а из средних размеров камня, и потому вынужден наклониться. За его спиной сгрудились люди в иудейских островерхих шапках и овцы; сцена кажется перегруженной и невнятной. Ее отличия от традиционной иконографии заставляют даже усомниться в подобной атрибуции.


В целом, центральное окно Мариенкирхе занимает свое место в системе типологической изобразительной традиции, быть может, наиболее значительной в немецком витраже XIV

 

 

 

                                                 
 
        

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Витражи | Добавил: Lisa (29.06.2009)
Просмотров: 1681 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0