Суббота, 23.09.2017, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Design-art

Главная » 2013 » Март » 12 » АНГЛИЯ. Феномен: Шекспир
13:55
АНГЛИЯ. Феномен: Шекспир


Феномен: Шекспир

 

Нет более знаменитого английского писателя, чем Шекспир – и нет более загадочного. Принято считать, что он родился в 1564 году в городке Стратфорде на западе Англии и умер там же в 1616 году; что он был актером и акционером лондонского театра «Глоб». Поскольку он играл, по-видимому, второстепенные роли, мы ничего не знаем о его выступлениях на сцене. И самое удивительное – мы не только не знаем его рукописей, но не осталось ни одной строки, написанной его рукой. Всё, что до нас дошло от Шекспира – или почти всё – это его опубликованные пьесы. Пьесы Шекспира ставились в театре «Глоб» и были знамениты уже при его жизни, но самого Шекспира, кажется, никто из его современников не знал. Никто не оставил о нем ни малейших воспоминаний. Между тем, это было время расцвета английской литературы, имеется множество писем, дневников, документов того времени; о писателях, даже гораздо меньших талантом, мы много знаем, но о нем – как о человеке – не говорит никто. 


 Мало того, об актере по имени Шекспир сохранились документы, делающие его историю ещё более загадочной. Это судебные дела, сохранившиеся в английских архивах и не имеющие никакого отношения к литературе. Актер Шекспир – тот самый Уильям Шекспир, которого заслуженно считают величайшим из когда-либо живших поэтов – оказывается, вел некрасивые сутяжные дела, преследуя своих должников; а должники были потому, что он вел торговые дела и давал деньги взаймы под проценты. Что же Шекспир написал своей рукой? До нас дошло шесть его подписей под денежными документами, но это подписи малограмотного человека, выводящего отдельно каждую букву, и пишет он свою фамилию по-разному, но обычно с грамматическими ошибками.


                                        Между тем, пьесы Шекспира написаны человеком высокой культуры; их автор – даже независимо от таланта – человек необъятной начитанности, знающий новые и древние языки, сведущий в философии, путешествовавший по Европе и знающий все тонкости светского обращения. Противоречие между автором «пьес Шекспира» и актером Уильямом Шекспиром стало столь разительным, что шекспироведы разделились, уже в 19 веке, на два лагеря. Большинство из них продолжало настаивать на старой версии гениального актера-самоучки, хотя и не было никаких свидетельств, что этот актер чему-то учился. Все сомнения эти люди парировали словом «гений»: что было физически и морально невозможно для любого человека, считалось возможным для «гения». Но некоторые шекспироведы стали искать другие объяснения. Уже в 19 веке возникли гипотезы о том, кто мог быть настоящим автором «пьес Шекспира».
   Это был очень трудный вопрос. Прежде всего, искали ответ среди поэтов. Только один их них, Кристофер Марло, выдерживал хотя бы отдаленное сравнение с Шекспиром. Но гениальный драматург Марло был убит в 1594 году. Пытались также приписать «пьесы Шекспира» философу Френсису Бэкону; но этот знаменитый философ был вовсе не поэт. Наконец, искали Шекспира среди аристократов, соединявших образованность с поэтическим даром. Таков был Эдуард де Вер, граф Оксфорд; но он умер в 1604 году, раньше, чем появились некоторые из главных пьес «Шекспира». Другой аристократ, Роджер Мэннерс, граф Рэтленд, очень любил театр и был глубоко образован, но от него не осталось стихов; кроме того, он умер в 1612 году, за 4 года до смерти актера по имени Шекспир.  Другой аристократ, Роджер Мэннерс, граф Рэтленд, очень любил театр и был глубоко образован, но от него не осталось стихов; кроме того, он умер в 1612 году, за 4 года до смерти актера по имени Шекспир.

И всё же именно эта – из всех предложенных гипотез – оказалась верной! Это доказал русский филолог и литературовед Илья Менделевич Гилилов. Решение загадки Шекспира – несомненно, самое значительное открытие в литературоведении двадцатого века, а может быть и за все время существования этой науки. Подробное изложение этого открытия опубликовано им в книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса», вышедшей в 1997 году.

  Феникс – это жена графа Рэтленда Елизавета, дочь знаменитого поэта Филиппа Сидни; а пьесы, идущие под именем Шекспира, являются совместным творением Рэтленда и его жены. Решающее значение имела при этом разгадка одной удивительной и непонятой книги начала 17 века – сборника под названием «Жертва любви», изданного никому не известным поэтом Робертом Честером под видом перевода с итальянского. Пространная поэма Честера, с различными отступлениями, повествует в аллегорической форме о печальной судьбе двух любящих супругов – Голубя и его жены Феникс, которые должны умереть бездетными, но оставят миру великое, бессмертное творение, подобно Фениксу, возрождающемуся из пепла. Всё это было бы не так уж интересно, если бы не то обстоятельство, что к сборнику, посвященному аллегорической паре, приложили свои стихи величайшие поэты Англии. Ясно, что речь идет о паре супругов, которую оплакивает вся английская литература, но почему-то в замаскированной форме. Тайну супругов Рэтленд знали их друзья, а дружили они со всеми лучшими писателями своего времени. Актер Шекспир был выбран в качестве подставного автора и, несомненно, получал за это плату. После смерти супругов, в 1612 году, он вернулся в Стратфорд, покинув театр, и больше не вышло ничего под именем "Шекспир". 

  Тайну охранял сам король Яков I, страстный любитель театра и покровитель графа Рэтленда. Конечно, эта тайна была бы со временем раскрыта. Но Англию ожидали трудные времена. Наследник Якова Карл I был свергнут с престола и казнен. Революция смела придворную знать. Солдаты Кромвеля, непреклонные пуритане, закрыли все театры, запретили светскую музыку, и хотя актеров и музыкантов из милосердия не казнили, но шекспировские пьесы должны были дожидаться лучших времен. А когда в конце 17 века водворился мир, посвященных в тайну «Шекспира» уже не осталось в живых.

 В Стратфорде на Эйвоне процветает культ Шекспира, там выстроили шекспировский театр. Выдумку о гениальном актере очень трудно будет разрушить. Шекспироведы, конечно, будут защищать свои привычные позиции: для них это просто «вложенные деньги», vested interests. А «демократы» всякого толка будут повторять, что простому человеку все доступно.
Просмотров: 698 | Добавил: Lisa | Теги: король Яков, Англия, шекспира, граф Ретленд, Шекспир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Людмила Максимчук
поэтесса, писательница, художница,
Член Союза писателей России,
Московской городской организации

E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/

* * *

Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…

* * *

Английскому поэту Уильяму Шекспиру (1564 – 1616)

* * *

«Все сведения о Шекспире, оставшиеся потомкам, умещаются на одной страничке из школьной тетради, но его книгами можно обложить всю линию экватора земного шара».
Из лекции по искусствоведению

«Да, совершенства в этом мире нет,
Во всем чистейшем есть нечистый след!»
Уильям Шекспир

* * *

Король – на троне, а пират – на дне,
А значит, и порядок есть в стране.

Гораздо хуже, коль бандит – на троне,
А сам король – в опале и в загоне.

И кто ж изобразил нам этот мир? –
Король актеров и шутов, Шекспир!

…А говорят – и не было такого,
А если был, то жил так бестолково,

Что только случай память сохранил,
Да не о нем… Не он, мол, сочинил

Шедевры, что до наших дней дошли.
Так написать лишь сообща могли;

Один бы не осилил – говорят…
Но как узнать, кто прав? кто виноват?

…А прав король – который не в тюрьме,
И прав пират – на воле перемен,

И правы те, кто бестолково жили,
Да честно королям своим служили.

И прав неподражаемый Шекспир,
Достойно заклеймивший этот мир!!!

22 февраля 2010 г.

Имя *:
Email *:
Код *:
Выставки [0]
Посещенные выставки.
Новые коллекции [0]
Новинки коллекций
Технологии [0]
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Arhive

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0